Близятся дни шампанского, водки и салата Оливье.
В русских праздниках на протяжении многих столетий сочетались христианство и язычество, крестьянская и городская культура, духовное и плотское, исконно русское и иноземное. Попробуем отделить эти культурные наносы, забудем про пасхальные богослужения, крестные ходы и балы, вспомним наследие предков.
Источники
Книга М. Забылина «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверии и поэзия», изданная в 1880 г. Прямые цитаты из книги выделены курсивом.
Надо сказать, что именно в конце 19 века московская просвещенная публика с восторгом и изумлением открыла для себя чистый источник исконных русских традиций – быт, обряды и поэзию - на Русском Севере.
А.Ф. Гильфердинг писал про эти места: "Крестьяне и крестьянки, поющие былины, насчитываются здесь десятками; поют и старый, и малый". Для народа, который жил в этой стране великих рек, могучих лесов и древних традиций, сказание старин и сохранение старых традиций было таким же естественным, как утренняя песня птицы.
Новый год для язычников
Большая часть народных праздников издавна включала в себя молитву языческим богам, совещания о делах, разбор тяжб, где жрецы играли роль судей, проявляя свою мудрость. Новый год славяне также праздновали совершенно с другой целью, нежели сейчас.
Празднование Нового Года – это, в сакральном смысле, сотворение чего – то нового, переход от умирания к рождению, от сегодняшнего дня – к будущему. Праздники – это преображение мира, мост в будущее. Новый год – это праздник Каляды.
В Белоруссии и в Малоросии этот праздник называют Колядою, Каледою, название схоже с римским словом Kalendae (созывать) и от санскритского kala. За неделю до Нового Года русские язычники начинали славить Коляду, Бога пиршеств и мира, строителя Будущего. В южной и западной Руси Коляда известен под именем Авсень и Таусень. Колядование включает в себя хождение ряженных по разным домам с песнями, обращение к хозяевам, у которых были зажжены свечи и развлечение их шутками, прибаутками, представлениями.
Вот почему, и сейчас Дед Мороз на новогодних утренниках всегда просит детей спеть, сплясать, стишок рассказать.
История говорит, что этот обычай существовал в Римской Империи, в Египте, у греков и индейцев. Так, например, египтяне, празднуя воскресение Осириса как Новый год, надевали на себя личины и костюмы, соответствующие божествам, и ходили по улицам.
Вспомнили Вы костюмированные детские елки? Теперь становится понятным, почему вдруг мы одевает новогодние маскарадные костюмы именно на этот праздник, и никогда больше?
Напрасно Константин Великий, Тертулиан, Св. Иоанн Златоуст восставали против святочных волхований, маскарадов, гаданий в праздник Коляды – все это осталось в народе, хотя, быть может, многие уже не помнят причин.
Когда славяне праздновали Новый Год?
До конца XVII века новолетие на Руси начиналось не с января, а с марта, в день весеннего равноденствия (как в древнем Риме) или 14 сентября (как в Византии), в Семенов день. До 1492 года, как полагают исследователи, оба новолетия существовали параллельно, но преобладал мартовский стиль. С 1492 года завоёвывает преобладание сентябрьский стиль, вытесняющий мартовский. Пётр I своим указом от 19 (29) декабря 1699 года указал началом года считать 1 января и праздновать праздник Василия Кесарийского. Этим указом летоисчисление «от сотворения мира» царь указал заменить на летоисчисление от рождества Христова. 7208 год от сотворения мира стал 1700 годом от Рождества Христова. Этот же указ содержал указание людям поздравлять друг друга с новым годом, а не с новолетием, как было принято ранее.
В старой колядке пелось о том, как в святки идут три братца: Первый-то братец — Рождество Христово. Второй-то братец — Крещенье Господне. Третий-то братец - Василий Кесарийский (Праздник Нового Года.
При переходе на юлианское летоисчисление, тот день 1 января превратился в нынешнее 13 января. Светский праздник Нового Года продолжает традицию 1 января, он «вырвался из окружения» христианских праздников и стал праздноваться «до», а не «посредине», чем внес сумятицу в порядок празднования христиан, так как перед Рождеством полагается Пост, соблюдаемый с 26 ноября по 6 января.
Так когда Вы будете встречать Новый год? 14 сентября, 29 декабря, 7 января или 22 марта, помня о том, что встреча 29 декабря или 7 января в любом случае искусственный праздник, насильно внедренный царем – Реформатором.
Поэтому, как праздновали Новый год – до 1700 года и после него – в этой статье обсуждаться не будет.
Январский древний праздник
Здесь удивительной подсказкой для нас может послужить две даты - день солнцеворота 22 декабря и день Водокреста (19 января) (новый стиль). Помним, что народные славянские праздники привязаны к природным явлениям, и не повинуются указам правителей.
Что происходит 22 декабря? Солнце поворачивается, а в это время, по народному поверью, открывается невидимый человеку потусторонний мир, вылезает на белый свет нечистая сила. Все это почти незаметно, в течение четырех недель, усиливается.
В старое время рассказывали, что перед этим днем появлялись из воды мелкие пакостники шуликуны, заглядывали в окна, пугали детей и дразнили пьяных мужиков. Пропадали они только после Водокреста (19 января) – уходили обратно в воду.Неделю перед Водокрестом (19 января) называли «страшные вечера».
Что же такое Водокрест?
19 января, как известно, христианские священнослужители выходят к открытой реке и проводят купания верующих. Вода при этом считается святой, оздоровляющей и делающей дух, душу и тело купающегося едиными.
И это действительно так! Но знаете, почему? Ученые согласились с тем, что 19 января вода в открытых водоемах становится структурированной, несущей в себе позитивную энергию и информацию. Тоже касается и снега. Ученые полагают, что это природное явление, связанное с движением Земли вокруг Солнца.
Как бы то не было, вода 19 января приобретала необычные свойства задолго до крещения Христа, и древние славяне об этом прекрасно знали!
Вся неделя, с 13 января до 19 января считалось той особенной неделей, когда границы между мирами истончались, когда следует гадать, если хочешь узнать что – то о будущем. Гадание в это время – самое верное! Гадали о будущем урожае, о погоде, и обязательно о суженном.
Празднование Водокреста
Собирают старики свежий снег 19 января за околицею, в поле, приносят домой, сыплют в колодец. Это делается для того, чтобы вода была в колодце всегда в изобилии и никогда не загнивала бы. По деревенскому поверью, у тех, кто не позабудет этого сделать, хоть все лето не будь капли дождя, а колодец будет полным-полнехонек. Берегут натаявшую из этого снега воду и в кувшинах - на случай болезни: эта вода, - гласит народное слово, - исцеляет онемение в ногах, головокружение и судороги. Старухи думают, кроме того, что - если спрыснуть снеговою водою холстину, то это так выбелит ее, как не сделают ни солнце, ни зола. Советуют подбавлять крещенского снегу и в корм лошадям, - чтобы не так зябки были; дают и курам, - чтобы занашивались пораньше. Умываются снеговой водою поутру в день 19 января красные девушки, - чтобы без белила белыми быть, без румяна - румяными.
Возможно, именно поэтому, христиане до сих пор держатся за «старый стиль», и проводят крещение 19 января, а не 7 числа, как им диктует светский календарь. Народные знания, сохранившиеся через тысячелетия, делают именно день 19 января Праздничным Днем.
Хранители старых знаний
В заключении хотелось бы отметить, что именно на Русском Севере особенно сохранились старые знания и старые традиции.
Почему? Свобода и глушь края? Отсутствие крепостного права? Слабые позиции русской православной церкви?
На то может быть множество причин, но именно северные былины и сказки в наши дни дают нам понимание того, как жили, думали и сотворяли свое будущее наши предки.
Для лучшего погружения в этот мир Вы можете прочитать северные сказки в книге «Боги и Люди», или пройти, как раз в гадательную неделю, обряд по достижению желаемого, изложенный в Книге «Наследие Богини Макошь».
www.севернаясказка.рф
Каждый раз, когда Вы прикасаетесь к очищенному от наносов наследию предков, Вы понимаете, в какой гармонии с природой жили древние славяне – все праздники были естественными и опирались на природные законы.
Уходили и приходили правители, приходили носители другой веры
– а все – же!
Умойтесь 19 января чистым снегом!
Немає коментарів:
Дописати коментар