Эта статья — напоминание о том, что история имеет свойство повторяться. Как? Сами знаете. И натолкнуло меня на ее написание те события в Европе, которые происходили недавно или происходят сегодня на постсоветском пространстве в Беларуси, Украине, России, Кыргызстане, Казахстане...
И еще. Сразу же хочу предупредить, что все фотоматериалы и иные документы с нацистской символикой, которые вошли в данную статью, использованы лишь с одной целью — подтверждение сказанного языком истории без какого-либо намека на пропаганду нацизма.
Дата 10 апреля наступившего 2012 года вряд ли напомнит обывателю о чем-то важном и исторически особенным. Но... Если внимательно взглянуть на то, что произошло восемьдесят лет назад, а точнее 10 апреля 1932-го, то сразу же ужаснется человечество, ибо этот день стал днем рождения фашизма...
А теперь, стоп. Надо немного успокоиться, прийти в себя и во всем разобраться. А для этого нам предстоит погрузиться в бездны истории.
7 июня 1837 года в небольшой приграничной австрийской деревеньке Штронезе родился мальчик Алоиз. Из-за того, что он был записан, как «незаконнорожденный» ему дали фамилию Шикльгрубер, хотя все знали, что по отцу он Гюттлер.
А спустя полвека в австро-венгерском поселке Браунау в семье Алоиза и Клары Шикльгруберов 20 апреля 1889-го родился мальчик Адольф...
Он был счастьем для родителей, ведь, в отличие от сверстников — увлекался музыкой и рисованием, был общительным, как с мальчиками, так и девочками, мог поддержать любые разговоры на тему искусства.
В юности он проводил время, посещая театры и оперу, копируя полотна художников-романтиков, читая приключенческие книги. Мать баловала его, и Адольф вел себя как денди, носил черные кожаные перчатки, шляпу-котелок, прогуливался с тростью из красного дерева с набалдашником из слоновой кости. Все предложения найти себе работу он с презрением отвергал.
Художником он так и не стал, а идти по стопам отца — таможенного чиновника, не хотел. К началу Первой Мировой войны Адольф Гитлер (настоящая фамилия Гюттлер была искажена при написании метрики еще его отцу) оказался в Германии, с которой навсегда связал свою жизнь.
Могила родителей Гитлера осталась нетронутой...
А далее, известно. Фронт Первой Мировой, звание ефрейтора, два «Железных креста» первой и второй степени, полученные за храбрость и нищета Адольфа Гитлера после поражения и жестоких условий, в которую попала Веймарская республика.
Многие заслуженные ветераны германской армию познали на себе весь ужас поражения и гибельную депрессию для своей души и тела. Но только не Гитлер. Его проницательный ум подсказывал, что причину провала Германской империи следует искать в политических партиях, призывающих к «демократическому пути».
Годы «Веймарской республики» тяжким бременем легли на плечи Германии и ее народа. Недовольных было столько, что полиция иногда даже не задерживала призывающих к свержению «правительства германского позора». Вот в этой обстановке Гитлер и пришел к мысли, что из Мюнхена «нужно идти на Берлин» и свергнуть «еврейско-марксистских предателей».
Первой пробой новоявленной нацистской партии стал знаменитый «пивной путч», который, хотя и был подавлен, стал началом роста радикально-реваншистских идей. Привлеченный к суду, Гитлер, как умелый оратор, превратил скамью подсудимых в пропагандистскую трибуну. Он обвинил президента республики в предательстве и поклялся, что придет день, когда он отдаст своих обвинителей под суд.
Адольф Гитлер и другие участники «Пивного путча» в Мюнхене, после его провала Фотография датирована 1 апреля 1924 года. Эта и другие фотодокументы из собрания Государственного архива ФРГ (Deutsches Bundesarchiv)
И этот день настал... Гитлер решил пересмотреть свои планы, чтобы прийти к власти законным путем. Он реорганизовал партию и начал интенсивную кампанию по сбору голосов. В своих речах Гитлер повторял одни и те же темы: отомстить за Версальский договор, сокрушить «предателей Веймарской республики», уничтожить евреев и коммунистов, возродить великое отечество. В ситуации экономического кризиса и политической нестабильности, обещания Гитлера привлекали членов всех социальных слоев Германии. Особым успехом он пользовался у ветеранов Первой мировой войны и представителей мелкого предпринимательства, так как эти группы особенно остро переживали унижение от поражения, угрозу коммунизма, страх безработицы и испытывали потребность в сильном лидере.
На 10 апреля были назначены выборы Президента Веймарской республики. Должность, сама по себе, не имела всех рычагов политического и экономического влияния, но как трибуна для продвижения идей нацизма, была привлекательной.
И Гитлер решился. Для него не важно было тогда победить, важно было показать количество «избирательных штыков», которые пойдут за ним в дальнейшем.
4 апреля 1932-го. Гитлер выступает на многотысячном митинге. Лозунги, произнесенные тогда, очень напоминают те, которые порой, мы слышим сегодня...
Оригинал бюллетеня на выборах Президента 10 апреля 1932 года. Кандидатов трое — Гинденбург, Гитлер и Тельман
Тогда победил Гинденбург, за которого отдали голоса 19 миллионов, но за Гитлера пошли 14... Стало понятно, что «новая власть» не за горами.
Дальше парламент, где нацисты уже не дали сформировать «демократическое большинство»; парламентские баталии со сценами, сильно напоминающие непарламентские деяния ряда парламентов постсоветского пространства; откровенно хамское поведение в зале Рейхстага; оскорбление молчаливого большинства; призывы вспомнить, какую империю потеряли; ссылки на недостаточно эффективную прежнюю власть; призывы к созданию «правильной расовой политики» и т.д.
Мемориал жертвам 1933 года у Рейхстага в Берлине. Количество пластин соответствует 96 депутатам рейхстага, уничтоженным нацистами
Но наступил тот день 31 июля 1932-го, когда старейший депутат Рейхстага, он же председательствующий, должен был выступить с воззванием на открытии первого заседания, а затем передать председательство фракции, занявшей первое место. Старейшиной, открывшей то историческое заседание была Клара Цеткин, заявившая: «Я открываю первое заседание рейхстага, выполняя свой долг и в надежде... что несмотря на мою нынешнюю инвалидность, смогу дожить до счастливого дня... чтобы свалить фашизм. Перед этой настоятельной исторической необходимостью должны отступить на задний план все волнующие и жгучие разногласия — политические, профсоюзные, религиозные и мировоззренческие. Все, кому угрожает опасность, все, кто терпит притеснения от фашизма, все, кто стремится к освобождению, — в единый фронт против фашизма...». После своего короткого и яркого выступления она передала председательство ... Герману Герингу.
30 января 1933 Гитлер стал канцлером, дав клятву защищать конституцию Веймарской республики. В следующем году он присвоил себе титул вождя (фюрера) и канцлера Германии. А спустя месяц, после поджога Рейхстага, который уже, как носитель духа парламентаризма, был не очень-то и нужен нацистам, начались самые страшные дни Германии.
Началось уничтожение не только тела человека, но и его души — 10 мая1933-го. Ночь сжигания неугодных книг
Был арестован лидер германских коммунистов Эрнст Тельман и его товарищи по партии. В концлагеря «пачками» направлялись лидеры профсоюзов и вчерашние союзники нацистов — социал-демократы.
Уже были найдены первые враги германского народа — евреи.
Лишь после этого спохватились в Берлине сотрудники посольства США в Германии, расположенного в «Блюхер Палас» на «Паризиер плаце». Ну, никак они не ожидали такого от лидера, за которым пошел германский народ. Но было уже поздно...
17 февраля 1933 года в США вышел очередной номер журнала News-Week, на котором опытные и ушлые американские журналисты четко расставили политические персонажи, которые будут держать баланс в мире — Адольф Гитлер, Франклин Рузвельт, Иосиф Сталин, Франц фон Папен. Они ошиблись только в Папене.
А Гитлер, пройдя «политическое чистилище» 10 апреля 1932-го, выходил на новые орбиты политической жизни, сутью которой была война.
Страшная получилась статья. Согласен. Но это же было...
Так может и нам стоит помнить о 10 апреле 1932-го, пока не поздно
Немає коментарів:
Дописати коментар