60 |
Минувшая неделя сопровождалась небывалым всплеском жестокости по всему миру. За каких-то несколько дней вооруженные одиночки устроили кровавые бойни в кенийской столице Найроби, таиландской провинции Яла и североирландском городе Лондондерри. В Коннектикуте (США) двадцатилетний психопат зверски расстрелял 28 учеников и преподавателей начальной школы, а в Китае злоумышленник, на которого «нашло затмение», ворвался в здание детского сада и изрезал ножом 23 ребенка. Житель Подмосковья, «вооружившись» «блином» от штанги, нанес тяжелые увечья десяти соседям, а в Ивано-Франковске недовольный клиент открыл стрельбу из помпового ружья на автозаправочной станции; Украина еще не оправилась от трагедии в одесском ночном клубе, когда некий мужчина «показательно» расстрелял пятерых человек
. Число жертв этих инцидентов исчисляется сотнями, и психологи уже всерьез говорят о прогрессирующей болезни ненависти – как в относительно сытой Америке, так и в голодающем Сомали. ГолосUA задался целью выяснить причины подобных проявлений жестокости и перспективы борьбы с ними.
По словам экспертов, проблема общественного насилия в мире гораздо сложнее, нежели может показаться на первый взгляд. Констатируя «резкий рост» преступлений, связанных с использованием холодного и огнестрельного оружия, аналитики отмечают, что одним из главных факторов возникновения инцидентов является так называемый «информационный ресурс». «Мы живем в век технологий, - напоминает в комментарии для ГолосUA глава Альтернативного общества швейцарских психологов (АОП) Бернард Росс. – На человека обрушивается волна информации, «переварить» которую личность с нестойкой психикой порой не в состоянии. Насилие в кино, насилие в компьютерных играх и, наконец, даже насилие в текстах песен порождают насилие на улицах. Например, сто-сто пятьдесят лет назад о «показательных расстрелах» в мирное время не могло быть и речи, сегодня это становится ужасающей традицией».
Кстати, как отмечает Росс, именно компьютерные игры, большинство из которых в буквальном смысле этого слова «фонтанируют кровью», стоят на первом месте по опасности «реальных прецедентов». Не так давно АОП составила собственный список наиболее «вредных» для человеческой психики виртуальных игр и имитаторов, по, если так можно выразиться, сценарию которых были совершены самые громкие преступления последних дней. Лидирующую позицию в «черном рейтинге» уверенно занимает «World of Warkraft». Как отмечают исследователи, с начала уходящего года на всей территории от Канады до Японии было совершено более пяти тысяч убийств, в которых преступники руководствовались эпизодами из этого имитатора. На втором месте оказалась «Manhunt», запрещенная из-за сцен, содержащих элементы жестокости и садизма, в, по меньшей мере, двадцати странах. Любопытно, что среди «убийц по «Manhunt» преобладают, в основном подростки и молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет. Поговаривают, что, расправляясь со своими беззащитными жертвами, «коннектикутский стрелок» выкрикивал девизы и речевки из популярной «стрелялки-бродилки».
«Так уж получается, что у людей со слабой нервной системой растет внутренняя психическая напряженность, - сказал ГолосUA вице-президент Ассоциации политических психологов Украины Виктор Рыбаченко. – Не имея возможности ее разрядить, они копят агрессию, а потом наступает пиковый момент. Причем своеобразным спусковым крючком может послужить какая-то даже на первый взгляд обыденная ситуация. У человека появляется непреодолимое желание за что-то отомстить, уничтожить все живое вокруг. Затаенная на весь мир злоба – вот главная подоплека насилия подобного рода». Аналитик подчеркивает также, что нарастание агрессии, возможно, связано с определенными космическими процессами. «Виной тому могут быть и изменения в магнитном поле Земли, и вспышки на Солнце, которые автоматически вызывают рост пресловутого напряжения, и если это напряжение и депрессия сойдутся вместе, мы будем наблюдать акты насилия и проявления агрессии». Дескать, находясь в крайне нервном и возбужденном состоянии, близкому к состоянию аффекта, человек перестает отдавать себе отчет в собственных действиях. «Такие люди не видят, например, в кого они стреляют – в старика или маленького ребенка, - констатирует, в частности, психолог. – Тотальное уничтожение – вот что движет психопатами подобного рода.
Отвечая на вопрос, чем же именно можно объяснить захлестнувшую мир волну насилия, Рыбаченко отметил, что в данном контексте речь может идти о целом ряде факторов, но сейчас с точностью можно сказать одно: общество, какой страной оно ни было бы представлено, с каждым годом становится все более закрытым.
И действительно, на днях одна из немецких телекомпаний провела некое подобие социологического опроса, поставив респондентам, проживающим в многоэтажных и так называемых «социальных домах», вопрос: знают ли они имена своих соседей и готовы ли прийти им на помощь в том случае, если те подвергнутся нападению и избиению? На оба вопроса большинство опрошенных ответили отрицательно.
Говоря о методах борьбы с проявлениями насилия, психологи и психиатры, как правило, утверждают, что универсального рецепта искоренения общественной злобы нет, и каждый случай необходимо рассматривать отдельно – для того, чтобы предотвращать трагедии в будущем. Впрочем, как показывает практика, предотвращать их становится все труднее
Немає коментарів:
Дописати коментар